История района

От пригородной зоны к городскому району (1871-1914 годы).

Территория, которую сегодня занимает Октябрьский район, начала заселяться ещё в древности. Об этом свидетельствовали тысячелетние курганы, разбросанные вдоль реки Лошица. В то время реку пересекала старая дорога – Койдановский гостинец – ведущий из Минска на юг. Вдоль неё в 16-17-м веках и начали появляться первые поселения: Лошица Сухая, Лошица Кураша, Кузнецкая Слобода, Добрые Мысли. Позднее их количество увеличилось, и появились Уборки, Сеножаны, Колония, Вилковщина, Козырево, Юзефово.

После прокладки железной дороги, в 1871 г. на пересечении с Койдановским трактом вырос Брестский вокзал: полностью деревянный, одноэтажный, с невысокой башней. С городом его соединила Московская улица. В 1873 г. через Минск прошла вторая железная дорога, и на ней было построено здание Виленского вокзала, который с городом соединила улица Петербургская. Между собой два вокзала соединялись улицами Вокзальной и Бобруйской. В 1892 г. их связала ещё и линия первой городской конки (конно-железной дороги).

В домах нового района селились железнодорожники, арендаторы, торговцы, ремесленники, служащие. Официально район начал относиться к 4-й полицейской части города; неофициально минчане называли его Залинейным. Застройка Залинейного района производилась хаотично, и большинство улиц было не благоустроено, что часто вызывало недовольство жителей.

В революцию 1905-07 гг. работники железной дороги и городской конки провели на площади перед Виленким вокзалом несколько митингов и забастовок, выдвигая требования облегчить условия работы. Один из таких митингов был расстрелян солдатами по приказу минского губернатора Курлова. Только после этого власти пошли на выполнение требований трудящихся, и даже открыли в 1912 г. железнодорожную больницу для рабочих. Но с началом Первой мировой войны условия работы для рабочих и служащих вновь ужесточились.

  • Александровский-Кагановичский район (1915-1940 годы)

    В конце 1915 г. Минск стал прифронтовым городом. В город начало поступать большое количество раненых солдат, которых размещали не только в больницах, но и по домам зажиточных горожан. Прибывало и много беженцев из западных районов Беларуси, которые массово скапливались около вокзалов. Начинался голод, ухудшались условия жизни населения. Это вызвало рост антиправительственных настроений, которые в 1917 г. переросли в революцию, а затем и в Гражданскую войну.

    На протяжении нескольких лет в городе происходила смена властей – немецких, польских, советских. В 1919 г. для борьбы с польскими оккупантами в Козырево, Сеннице и Колядичах даже был создан партизанский отряд. Отступая, польские войска сожгли здания минских вокзалов. Брестский вокзал, после установления мира, решили не восстанавливать, а Виленский вокзал смогли отстроить только через шесть лет.

    Советская власть отменила деление города на полицейские части. В 1921 г. залинейная часть города вошла в состав Александровского района – прообраза сегодняшнего Октябрьского. Но жители начали называть свой район Железнодорожным, так как вся жизнь района сосредотачивалась вокруг железнодорожного узла, включавшего вокзал, вагоноремонтный завод, паровозное депо и различные склады.

    Мирная жизнь способствовала дальнейшему росту района. Возобновили работу машиностроительный завод «Технолог» и кирпичные заводы, была заасфальтирована Привокзальная площадь, появились две новые школы, городской стадион, продолжилась застройка новых улиц. В 1929 г. был пущен первый минский трамвай от Товарной станции (так начал называться район бывшего Брестского вокзала)  до Комаровки, с проездом вдоль бывшего Виленского, а в то время уже единственного в городе железнодорожного вокзала.

          В 1933 г. состоялось открытие минского аэродрома, из которого с 1935 г. начали летать самолеты в Москву и в большинство райцентров БССР. Рядом с аэропортом был построен городок авиаторов, включавший ряд трёхэтажных домов, здание аэропорта и летные ангары.

          С 1938 г. район стал именоваться Кагановичским, и его южная граница в 1940 г. проходила уже по улице Аэродромной.

  • Антифашистское подполье (1941-44 гг.)

    После начала Великой Отечественной войны в районе в помощь Красной Армии были созданы отряды из ополченцев, патрулировавших территорию вокзала и прилегающих улиц. Но избежать оккупации не удалось.

    «Новый немецкий порядок» пришелся по душе не всем. Уже в июле 1941 г. в паровозном депо возникла первая в городе подпольная организация. Ёе возглавил бывший начальник депо Ф.С. Кузнецов. Со временем эта группа превратилась в крупную организацию всего Минского железнодорожного узла. Подпольщики спасали военнопленных, собирали оружие и боеприпасы, устраивали диверсии, отслеживали передвижение фашистских войск через станцию, распространяли листовки, развозили по городам Беларуси подпольную газету «Звязда», помогали партизанам осуществлять крушения вражеских эшелонов.

        В конце 1941 г. все подпольные группы объединились в единую организацию, действовавшую под руководством подпольного горкома и 5 райкомов. На территории Кагановичского района райкомов было два – Железнодорожный и Октябрьский. Подпольщики имели в своём распоряжении 35 конспиративных и явочных квартир, на которых не только встречались члены подпольных организаций и хранились оружие и медикаменты, но и жили разведчики-радисты, переправленные через линию фронта с радиопередатчиками.

          С 1942 г. в городскую антифашистскую организацию влились молодёжные группы, самой большой из которых была комсомольская группа «Андрюша». Она имела свою главную штаб-квартиру на ул. Могилёвской.

    Не все подпольщики дожили до освобождения Минска. Руководителям подпольных организаций, действовавших на территории района – Н.А. Кедышко и И.П. Казинцу – посмертно были присвоены звания Героев Советского Союза. Многие подпольщики были награждены орденами и медалями. На домах, в которых в годы войны находились подпольные конспиративные квартиры, в 1960-х гг. были установлены мемориальные доски, а фамилии наиболее отважных антифашистов были увековечены в названиях улиц района: Казинца, Корженевского, Левкова, Короткевича.

  • Октябрьский район (1945-1990 гг.)

    Одним из первых после прошедшей войны началось восстановление железнодорожного узла. Затем были восстановлены трамвайные пути, налажена работа предприятий, столовых и магазинов, возобновлена деятельность аэропорта. В 1948 г. началось строительство первого в городе микрорайона, включавшего весь социально-бытовой комплекс, на Привокзальной площади.

          В 1950-70-х гг. район, переименованный в 1957 г. в Октябрьский, начал приобретать новое значение для города, став не только транспортным узлом, но и крупной промышленной зоной Минска. Были построены мясокомбинат, хлебозавод и рыбоперерабатывающий комплекс, керамический и авиаремонтный заводы, заводы «Крион», «Интеграл», кранового и продовольственного машиностроения.

    По мере строительства новых предприятий увеличивалась территория района за счет включения пригородной зоны. На ее месте появились микрорайоны «Чкаловский», «Курасовщина» и «Серова», рассчитанные на 30-50 тысяч жителей каждый. Новая застройка изменила прежнюю планировку района: начали исчезать небольшие улицы и переулки частного сектора и появились новые – широкие и прямые улицы.

    С центральной частью города район связали троллейбусные линии, новые автобусные маршруты и линия метро; с другими районами – кольцевая автомобильная дорога. Основными транспортными магистралями Октябрьского района стали улицы Московская, Брилевская, Казинца и Кижеватова, выводящие на МКАД и Слуцкое шоссе. Улицы Корженевского, Асаналиева, Воронянского, Аэродромная и Ландера связали жилые микрорайоны с промышленными зонами и транспортными магистралями.

         В 1980-х гг. вступил в строй новый аэропорт «Минск-2», была открыта фабрика цветной печати. В состав района включили два новых посёлка – Сокол и Колядичи, находящиеся за пределами кольцевой автодороги.